КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКИХ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
КОНЦЕПЦИЯ
разработки нормативной базы обоснования безопасности морских подводных трубопроводов, как элемента гармонизации нормативно-методического обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов
Введение
Настоящая Концепция содержит систему взглядов и положений, определяющих основные аспекты нормативной базы обоснования безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации морских подводных трубопроводов и формирует цели, задачи и направления ее развития.
Концепция разработана с учетом требований «Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года».
Концепция рассматривается как один из ключевых элементов модернизации и технологического развития морского трубопроводного транспорта и повышения эффективности добычи углеводородов на континентальном шельфе.
Концепция формулируется как долгосрочная база разработки системы нормативно-методических документов, регламентирующих и обеспечивающих:
- безопасность морского трубопроводного транспорта;
- охрану окружающей среды;
- экономическую, энергетическую эффективность и ресурсосбережение.
Современное состояние национальной системы стандартов
Отечественные стандарты в указанной области были созданы в период 1981-1998 гг. и впоследствии практически не развивались. В начале XXI века нормативная база начала формироваться путем копирования (перевода) зарубежных нормативных документов. Основополагающим документом стал ГОСТ Р 54382-2011 (актуализированный перевод стандарта DNV OS-F101). По аналогичному принципу заимствования зарубежных норм был создан ряд отраслевых стандартов.
Отдельную группу отечественных стандартов по проектированию морских подводных трубопроводов составляют нормы Российского морского регистра судоходства. Особенность этих стандартов заключается в том, что они основаны на отечественной методологической базе расчетов прочности и устойчивости трубопроводов, не уступающей концепциям расчетов по стандартам серии DNV. При этом следует отметить, что эти стандарты используют методы расчета прочности и устойчивости по допускаемым напряжениям.
В настоящее время нормативную базу морских подводных трубопроводов составляют ГОСТ Р 54382-2011, СП 33.13330.2012, документы Российского морского регистра судоходства НД №2-020301, НД №2-030301 и НД №2-090601, ведомственные документы АО «Газпром», АО «Лукойл» и стандарты организаций.
Фактически сложилась многоуровневая структура государственных и отраслевых стандартов, а также стандартов предприятий, основанных на разных методологических базах. Существовавший ранее единый методологический подход к стандартизации оказался размыт. Нормативные документы разработаны и внесены разными коллективами, в то же время в большинстве содержат однотипные общие требования. При этом нет ранжирования порядка их применения. Имеют место существенные терминологические и методические противоречия стандартов.
С учетом изложенного можно констатировать, что организационно-функциональная система стандартизации морских подводных трубопроводов нуждается в модернизации. Одним из основных аспектов такой модернизации можно считать повышение роли межведомственных экспертных групп и сообществ по стандартизации для реализации целей и задач, предусмотренных настоящей Концепцией.
Ключевым аспектом модернизации является формулировка приоритетов, стратегических целей, задач, принципов и направлений развития национальной системы стандартизации морских подводных трубопроводов.
III. Цели, задачи и принципы развития национальной системы стандартов
Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации морских подводных трубопроводов являются:
- разработка импортозамещающего пакета Российских стандартов, охватывающего весь жизненный цикл морских подводных трубопроводных систем, основанного на концепции управления сложными системами в условиях неопределенности по критериям безопасности и риска;
- содействие интеграции Российской Федерации в международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- установление технических требований, обеспечивающих безопасность МПТ на всех стадиях жизненного цикла;
- повышение конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг, осуществляемых с использованием МПТ или в части МПТ;
- обеспечение безопасности МПТ в чрезвычайных ситуациях;
- предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;
- содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
- совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;
- содействие экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;
- расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации;
- координация разработки международных, национальных и отраслевых стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.
Национальная система стандартизации направлена на решение следующих задач:
- совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном и ведомственном уровнях;
- планирование разработки национальных (национальных предварительных) стандартов и сокращение сроков их разработки, а также внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;
- максимально возможное применение адаптированных положений действующих международных и отраслевых стандартов и стандартов организаций.
Настоящая Концепция предусматривает организационное и методическое единство с национальной системой стандартизации, с учетом особенностей отрасли морских подводных трубопроводов.
В основе развития системы стандартизации полагаются следующие принципы:
- применение в установленном порядке на территории Российской Федерации международных и национальных стандартов;
- максимальный учет мнения заинтересованных лиц при разработке нормативных документов;
- обеспечение преемственности работ по стандартизации;
- обеспечение условий для единообразного применения документов в области стандартизации;
- открытость (прозрачность) процедур разработки документов;
- обеспечение доступности документов и информации о них для заинтересованных лиц;
- однозначность понимания требований, понятий и терминов, включаемых в документы;
- соответствие документов нормативным правовым актам Российской Федерации;
- прогрессивность и оптимальность требований документов в области стандартизации;
- обеспечение системности и комплексности информационных ресурсов в области стандартизации с использованием информационных технологий.
Направления развития системы стандартизации
Развитие системы стандартизации и совершенствование ее законодательных основ
1.1. Развитие системы стандартизации в области обоснования безопасности МПТ должно отвечать основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетной стратегии и решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающимся развития реальных секторов экономики, а также международным нормам и правилам, и основываться на внедрении проектных и процессных принципов управления, обеспечивающих открытость системы стандартизации и ее эффективное взаимодействие с потребителями информационных ресурсов в сфере стандартизации.
1.2. Совершенствование нормативной базы обоснования безопасности МПТ предполагает:
- приведение разрабатываемых документов в соответствие с положениями национальной системы стандартизации;
- уточнение видов документов по обоснованию безопасности МПТ на основе рекомендаций национальной организации по стандартизации;
- планирование работ по стандартизации, процедур разработки, утверждения, проверки, пересмотра, отмены и внедрения документов;
- упрощение процедур и сокращение сроков утверждения стандартов;
- стимулирование участия нефтегазодобывающих промышленных предприятий и организаций в работах по обеспечению безопасности МПТ, в том числе на принципах частно-государственного партнерства.
1.3. В целях концентрации усилий по развитию национальной стандартизации, однозначного понимания целей и задач национальных стандартов, обеспечения единства терминологии необходимо исключить употребление в национальном законодательстве словосочетания, не относящихся к сфере технического регулирования и аспектам стандартизации.
Приоритетные направления развития стандартизации
2.1. В качестве приоритетных направлений, обеспечивающих технологическое лидерство и устойчивое развитие отрасли добычи и транспортировки углеводородов рассматриваются:
- разработка системообразующих стандартов управления жизненным циклом морских подводных трубопроводов;
- совершенствование норм проектных расчетов прочности и устойчивости морских подводных трубопроводов;
- разработка норм поверочных расчетов прочности устойчивости морских подводных трубопроводов;
- разработка норм по обоснованию безопасности эксплуатирующихся морских подводных трубопроводов;
- разработка норм по техническому диагностированию и вероятностному анализу дефектности морских подводных трубопроводов;
- обоснование и разработка технологий ремонта морских подводных трубопроводов.
2.2. Указанный перечень приоритетных направлений развития стандартизации может корректироваться с учетом изменений общей концепции развития нормативно-методической базы проектирования, строительства и эксплуатации МПТ.
Разработка стандартов в приоритетных направлениях
3.1. Разработка стандартов в приоритетных направлениях должна осуществляться на основе общепринятых отечественных и международных принципов стандартизации, с учетом обеспечения:
- гармонизации национальных стандартов с международными стандартами;
- сокращения сроков разработки и обновления национальных стандартов;
- создания механизма постоянного обновления национальных стандартов на базе передовых международных и отраслевых стандартов, с учетом требований законодательства Российской Федерации.
3.2. При разработке стандартов необходимо обеспечить:
- концептуальное единство расчетных методов обоснования безопасности с методами расчета трубопроводов по предельным состояниям, согласно требованиям СП 33.13330.2012.
- единство терминологии и основополагающих требований с ГОСТ Р 54382-2011 и СП 378.1325800.2017;
- охват всех стадий жизненного цикла морских подводных трубопроводов;
- оценку влияния неопределенностей переменных на безопасность трубопроводов;
- оценку безопасности трубопроводов по критериям риска аварий.
3.3. Стандартизация должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:
- недопустимости создания препятствий производству и обороту продукции, выполнению работ и оказанию услуг, предусмотренных Федеральными законами;
- недопустимости установления требований, противоречащих действующим техническим регламентам;
- гармонизации стандартов, основанной на согласии всех заинтересованных сторон;
- обоснованного использования современных положений зарубежных стандартов с учетом особых климатических, географических, технических и технологических особенностей Российской Федерации;
- обеспечения условий для единого применения стандартов.
3.4. Разрабатываемые стандарты должны предусматривать:
- обоснования классов безопасности трубопроводов и уровней надежности (вероятностей разрушения) для этого класса;
- проектные расчеты по определению основных геометрических и рабочих параметров трубопроводов при заданных нагрузках и воздействиях или ссылки на действующие нормы с учетом класса безопасности трубопроводов;
- поверочные расчеты по обоснованию безопасности в детерминированной и вероятностной постановке, с учетом возможных технологических дефектов и эксплуатационных повреждений, непроектных нагрузок, старения металла, изменений условий опирания, возникновения аварийных ситуаций и других запроектных случаев;
- использование современных положений теорий прочности, механики деформирования и разрушения, теории риска;
- использование параметров нагрузок, характеристик механических свойств, коэффициентов запасов прочности, соответствующих отечественной практике строительства морских подводных трубопроводов.
3.5. Разрабатываемые стандарты по методам ремонта трубопроводов должны регламентировать порядок и процедуры обоснования выбора технологии ремонта и оценки безопасности после проведения ремонта. При этом должны учитываться особенности технологии и применяемые средства усиления участка трубопровода.
3.6. Важнейшим аспектом нормативно-методического обеспечения должна стать возможность управления ресурсом подводных трубопроводных систем в условиях неопределенности по критериям безопасности и риска.
Первоочередные работы в приоритетных направлениях
4.1. В качестве первоочередных системообразующих разработок предлагается проведение ревизии существующей нормативной базы, с разделением на следующие группы стандартов:
- управление жизненным циклом МПТ;
- требования к материалам, с обоснованиями использования новых конструкционных материалов;
- требования к методам неразрушающего контроля и обработки информации;
- проектные расчеты прочности и устойчивости МПТ;
- поверочные расчеты прочности и устойчивости МПТ с учетом дефектов и повреждений;
- обоснование безопасности МПТ при проектных, запроектных и аварийных нагрузках;
- обоснование проведения ремонтов МПТ.
4.2. На основе результатов анализа по п. 4.1 следует разработать проекты стандартов по детерминированным методам обоснования безопасности МПТ и обоснованию безопасности МПТ по критериям риска аварий.
Особые требования
5.1. При разработке стандартов особое внимание должно быть уделено требованиям к обоснованию безопасности МПТ, а также обследованиям и ремонтам МПТ, касающимся специальных процессов, процедур, работ, морских операций, судов и оборудования.
5.2. Стандарты должны разрабатываться на основе обоснованных научных и технических положений, направленных на снижение риска и обеспечение безопасности при эксплуатации МПТ и должны обеспечивать современный уровень организации и проведения соответствующих работ.
5.3. Все основные положения, нормы, требования и правила, изложенные в стандартах, должны быть гармонизированы с аналогами существующей российской и зарубежной нормативной базы.
5.4. Требования к морским работам (обследования и ремонты МПТ, морские операции) должны базироваться на использовании практического опыта разработки и реализации "морских проектов" в нашей стране, а также с учетом применимых норм, правил и требований РМРС, норвежских (DNV) и американских (API) стандартов, рекомендаций Канадской ассоциации стандартов и других источников информации.